Прошлое и настоящее

Край Лаишевский. Село ДЕРЖАВИНО

Край Лаишевский. Село ДЕРЖАВИНО

Родной КРАЙ 27.02.2020 в 10:11 37 просмотров 0 комментариев

Фото - село Державино, Никольский храм, РТ, 2020 г.


Издалека он похож на многопалубный корабль, поодаль – рядами коттеджи-кораблики и разбросанные домики-лодочки…

Такая ассоциация возникает, когда подъезжаешь к селу Державино Лаишевского района, архитектурной доминантной которого является Никольский храм 1715 года постройки.


Фото - Никольский храм, с.Державино, РТ, 2020 г.


Название село получило от фамилии владельца земель – двоюродного прадеда знаменитого поэта и государственного деятеля Гавриила Державина.

Знакомлюсь с местным жителем В.М. Водоватовым; он попечитель местного храма. Вадим Михайлович с супругой Тамарой Григорьевной радушно приняли меня в своем доме, стоящем напротив храма.


Фото - Водоватов В.М., с.Державино, РТ, 2020 г.


За чаем хозяин рассказал о себе, о церкви, о селе и людях:

«Родился я в 1946 году, мы коренные Державинские, но нам всегда говорили, что очень давно, после покорения Казани наши предки переселились сюда из псковско-новгородских земель.

До революции село наше было зажиточное: два кирпичных завода – глина здесь хорошая; делали сани, телеги, развито было бондарное производство, сельское хозяйство, животноводство. Мужики – каменщики, плотники, после весенней посевной уходили на заработки в города, на стройку.

После революции многих зажиточных селян раскулачили. Среди репрессированных был и мой двоюродный дед, у которого был кирпичный дом и крепкое хозяйство; он был сослан в Комсомольск-на-Амуре, где и сгинул.

Церковь закрыли в 1937 году, устроили зерносклад, рядом, в часовне хранили ядохимикаты. Колокола висели до 1961 года, потом их сбросили и отправили на металлолом, оставили только небольшой двухпудовый (в качестве пожарного), его уже в 90-х передали в Смолдеяровский храм.

Жил и работал я в Казани, в отпуск приезжал в родное село.

Однажды с братом пошли на кладбище навестить родных, и я обратил внимание на деревянную часовню, которую еще мой отец с односельчанами ставили после войны. Часовня обветшала, куполок покосился. Немного посидев и подумав, я сказал брату: «Видать наше время пришло!», и решил поставить новую кирпичную часовенку. В 2009-ом году ее освятили.


Фото - Часовня на кладбище, с.Державино, РТ, 2020 г.


В конце 90-х государство выделило деньги на реставрацию нашего храма: покрыли крышу, поставили кресты, сделали купола, не совсем удачно, но и то хорошо. Проведена консервация, а вот полное возрождение, так сказать, в былом величии – еще впереди.

Для молитвенного собрания решили восстановить часовню Александра Невского справа от колокольни, ту, где хранили ядохимикаты. Пришлось сбивать всю штукатурку, на полтора метра убрать землю – все было пропитано химией. Теперь там собираемся на молитву, приезжает к нам отец Сергий из Лаишево».


Фото - Часовня Александра Невского, с.Державино, РТ, 2020 г.


Вадим Михайлович советует встретиться с бывшей учительницей местной школы Марией Семеновной Сергеевой, ведь ее мать была очень набожной и много знала о нашей церкви.


Фото - За беседой с Сергеевой М.С., с.Державино, РТ, 2020 г.


Вот что рассказала Мария Семеновна:

«Я родилась в 1931 году. В семье было семеро детей. Я закончила филологический факультет Казанского университета. В нашей державинской школе сначала преподавала в начальных классах, потом в старших русский язык и литературу.

Мою маму назвали по святцам Агапией. Но мы, дети, обращались к ней ласково, по-старому – «мамонька». Родители закончили державинскую церковно-приходскую школу. Мама пела в хоре, папа был звонарем. Законоучителем в школе был настоятель отец Михаил Яхонтов, по рассказам родителей, батюшку очень любили и уважали.


Фото - Никольский храм, с.Державино, Нач. XX в.


Поскольку мама была певчей в нашей Никольской церкви, она хорошо знала богослужебный устав. Когда храм закрыли, по праздникам люди стали собираться на богослужение по домам. За это маму преследовали, вызывали в район, угрожали, но мама была твердой веры: «Хоть убейте меня, как молилась, так и буду молиться».

Отчетливо помню конец войны, когда в мае объявили победу: все люди ликовали, плакали от радости, целую неделю звонили в колокола, весь народ светился от счастья.

Церковь была закрыта, но все внутреннее убранство было нетронуто. Какая это была красота! Иконы в золоченых ризах, украшенные камушками, переливавшимися разными цветами.

В конце 50-х пошел слух, что церковь будут ломать, жители потихоньку стали разбирать иконы домой. Мама с другими женщинами увезли много икон и утвари в действующие храмы: в Большие Кабаны, в Никольский собор и в церковь на Арском кладбище Казани.


Фото - В Кабанском храме, РТ, 2020 г.


Помню такой случай: мы купили деревянный дом, и мои ребятишки в подклетье среди прочей рухляди нашли сундук, а в нем парчовые облачения, чаша для причастия, разные ковшики, кадило и венцы необыкновенной красоты – ну прям настоящие короны. Мама сказывала, что эти венцы были подарены барином Германом Френцелем (он был управляющим в Державино) нашему храму. У него же горничной была мамина сестра тетя Фрося. О нем всегда была хорошая молва как о человеке добром и справедливом.

Искренним и добрым другом моих родителей был дьякон Гавриил Анисимович Вавилов. Он обладал необыкновенно красивым голосом. Впоследствии мама рассказывала, как он умирал. Это было тяжелое военное время, 1943 год. Он жил у дочери. Чувствуя приближение смерти, он сказал: «Священников нет, и отпевать меня будет некому». Сходил в баню, одел белую рубаху, лег на печь, сказав: «Наг пришел в этот мир, наг и уйду!» Потом сам прочитал себе отходную, все молитвы отпевания и мирно отошел к Богу».

Мария Семеновна с любовью вспоминает своих родителей и тот уклад, каким жили державинцы, поддерживая друг друга.


Фото - По дороге из школы, с.Державино, РТ, 2020 г.


Покидая село, еще раз проезжаем по его улицам, фотографируем дома селян. Во многом они сохранили исторический облик крестьянского дворового уклада: дом, ворота, хозяйственные постройки, внутренний двор. Строятся и новые дома, уже на современный манер.

В поселении вместе живут татары и русские, построена мечеть, школа, есть магазины, почта – все для комфортной и мирной жизни. Дай Бог, чтобы Татарстан укреплялся такими малыми селениями, где люди живут мирно и счастливо.

Игумен Александр (Зинин).

Фото - Типичный дом крестьянина нач. XX в., с.Державино, РТ, 2020 г.


Фото - Мечеть, с.Державино, РТ, 2020 г.


Все фотографии с.Державино.